Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Руководство пользователя «Банк заданий» для учителей
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
-
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- УОН приказ от 27.11.2020 № 1258 Об утв. перечня мероприят. по повышению ФГ в ОО в 2020 - 2021 году
- МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021
- МОНиМП КК приказ от 21.09.2021 № 2979 Об организации работы по повышению ФГ в ОО КК
- МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 - 04 Об электронном банке тренировочных заданий
- МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
- МП РФ, пр. от 31.05.2021 № 286 Об утв. ФГОС НОО
- МП РФ, пр. от 31.05.2021 № 287 Об утв. ФГОС ООО
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- УОН приказ от 06.12.2021 № 1712 О внес. изм. в план по развитию ФГ (обновленный)
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 «О направлении приказа»
- Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
- ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо УОН от 12.10.2021 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН №1359 от 11.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ
- Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности
- План мероприятии направленных на формирование функциональной грамотности
- О внесении изменений в приказ от 15.10.2021 г. №175/4 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
- Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке
- Примеры открытых заданий PISA
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)
- Функциональная грамотность в контексте национального проекта Образование
- Функциональная грамотность ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ_Креативное мышление
- Функциональная грамотность-активный путь
- Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности