rss
Я
помню
...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Нормативно-правовые документы

Методические рекомендации

 

Уважаемые родители!

Если вы зашли сюда, значит, вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок (с нарушениями развития (ОВЗ) или без них) участвовал в программах инклюзивного образования. Таким программ становится все больше и больше – как для детских садов, так и для школ. В ближайшей перспективе, в соответствии с законодательными документами,  практически все образовательные учреждения станут инклюзивными.

Для многих родителей  сегодня словосочетание «инклюзивное образование» звучит непривычно, воспринимается как очередное западное влияние, не имеющее отношение к реалиям российского образования. Между тем, инклюзивное образование закреплено законом "Об образовании в Российской Федерации", условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Но главное – инклюзивное образование становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и они все чаще приводят детей в общеобразовательные школы для совместного обучения с другими детьми.

В новом федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Оно реализуется в том случае, если образовательная организация создает специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Под специальными условиями получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ – психолого-медико-педагогическая комиссия, медико-социальная экспертиза (ПМПК, МСЭ) и права ребенка на создание   условий для осуществления инклюзивного образования.

Если Вы готовите ребенка к школе, и Вам предстоит посетить ПМПК,  вы наверняка беспокоитесь о том, как Ваш ребенок будет отвечать на вопросы и продемонстрирует свои способности. Возможно, специалисты ПМПК, куда вы придете, попросят у Вас видеозаписи того, как ребенок ведет себя и занимается дома и с постоянными специалистами, чтобы им легче было принять решение о том, какая программа больше подойдет ребенку и какие условия необходимо создать в школе, чтобы ему было легче там учиться.    

Работа ПМПК различна в разных регионах . Она постоянно совершенствуется.

Какие проблемы могу возникнуть и как соблюдать права ребенка на то, чтобы его способности были оценены максимально широко и учтены все возможности 


Работа ПМПК в современных условиях отличается от того, как действовала ПМПК раньше, когда ее задачей было в первую очередь комплектация специальных учреждений.

Как строит свою работу ПМПК, ориентированная на инклюзивную практику

Вы можете послушать доклады специалистов МГППУ о работе ПМПК 
http://www.youtube.com/watch?v=OsTHMLU7Fz8&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=L2EJyjXAqlo&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=MZIF-xXitAE

Послушать про взаимодействие ПМПК и Бюро МСЭ, которая отвечает за то, чтобы при установлении инвалидности ребенок  получил все необходимые психолого-педагогические рекомендации.


Если вы хотите примерно представлять, что могут спросить ребенка на ПМПК, вы можете ознакомиться с некоторыми пособиями, которые используют специалисты. Например, Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

Упражнения для развития внимания, памяти и мышления, которые можно пробовать делать с ребенком в домашних условиях
 

  Что такое ИОП – индивидуальный образовательный план?

При организации получения образования детьми с ОВЗ различных категорий в обычном классе целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальной образовательной программе, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса, и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-медико-педагогическтим консилиумом образовательного учреждения с участием родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные образовательные программы. 

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) - документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках школы. ИОП является «материальным» отражением деятельности  Психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуального  образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в конкретном образовательном учреждении. В основе данной технологии лежат практические разработки отечественных и зарубежных (Великобритания, США, Канада, Норвегия и др.) специалистов по организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивных образовательных учреждениях.

Нормативно-правовая база  инклюзивного  (интегрированного) образования детей-инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • ФЗ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»
  • Приказ Минобрнауки от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
  • Письмо Минобрнауки от 7.06.2013г. №ИР-535/17 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  • Письмо Министерства Здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 №17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»

ПРОХОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЩАДЯЩИХ УСЛОВИЙ СДАЧИ ГИА

  • Приказ Минобрнауки от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
  • Приказ Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
  • Письмо Минобрнауки от 24.04.2014 №НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших ГИА по образовательным программам основного общего образования»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ОО

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013г. №1400»
  • Письмо Рособрнадзора от 15.10.2014 №02-674 «О направлении методических рекомендаций по проведению итогового сочинения (изложения)»

 

ДОКУМЕНТЫ ФГОС

Распоряжение ПравительстваРФ №792-р от15.05.2012 "Государственная программа развития образования на 2013-2020 гг"

Приказ МОН РФ № 1598 от 19.12.2014 ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Приказ МОН РФ № 1599 от 19.12.2014 ФГОС для детей с нарушением интеллекта

План МОН РФ по введению ФГОС для учащихся с ОВЗ

ПриказМОН КК №366 от22.01.2016 "Об утверждении плана введения и реализации ФГОС общего образования на 2016 год"

Письмо МОН КК О наполняемости классов для детей с ОВЗ

Приказ УОН г.Сочи №905 от29.08.2014 "Об утверждении и реализации проекта "Равные возможности образования"

Приказ УОН г.Сочи №1030 от 01.09.2015 "О плане развития инклюзивного образования"

ПриказУОН г.Сочи №212 от02.03.2016  "О реализации проекта "Управление поддержкой инклюзивной практики" в2016 году"

 

Документы, необходимые для прохождения ПМПК г. Сочи

Справочно-информационные материалы по дистанционному обучению

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  (ФГОС НОО)"

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)"

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ, ПРИМЕРНОГО СОДЕРЖАНИЯ И УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

II.10.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования глухих детей в условиях инклюзивного образования.

II.11.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования слабослышащих и позднооглохших детей в условиях инклюзивного образования.

II.12.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования слепых детей в условиях инклюзивного образования.

II.13.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования для слабовидящих детей в условиях инклюзивного образования.

II.14.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

II.15.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования.

II.16.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования для детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

II.18.3.2. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования.

II.19.1.4. Анализ методической базы внедрения СФГОС, в том числе в инклюзивных формах.

 

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ

ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

II.10.3. Разработка проекта специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для глухих детей в условиях инклюзивного образования

II.11.3. Разработка проекта специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей в условиях инклюзивного образования

II.12.3. Разработка проекта специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для слепых детей в условиях инклюзивного образования

II.13.3. Разработка проекта специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для слабовидящих детей в условиях инклюзивного образования

II.14.3. Разработка проекта специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

II.15.3. Разработка проекта специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования

I.16.3. Разработка проекта специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

II.18.3. Разработка специальных требований в ФГОС основного и среднего общего образования для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

ССЫЛКИ НА САЙТЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Краснодарского края

Институт Развития образования Краснодарского края
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 


Методические рекомендации по организации и проведению ОГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

oge-ovz.docx

 

Материалы для подготовки к ОГЭ (ГИА-9) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

ГВЭ-9:
• Русский язык gve-9_russkiy_tren__0.pdf [423.07 Kb]
• Математика gve_9_ma_tren.zip [663.74 Kb]
• Физика gve-9_fizika_tren.pdf [712 Kb]
• Химия gve-9_himiya_tren_.doc.pdf [247.77 Kb]
• Информатика gve-9_informatika_i_ikt_tren.zip [455.19 Kb]
• Биология gve-9_biologiya_tren_.pdf [1.29 Mb]
• История gve-9_istoriya_tren.pdf [1.58 Mb]
• География gve-9_geografiya_tren.pdf [963.86 Kb]
• Обществознание gve-9_obshchestvoznanie_tren_.pdf [436.89 Kb]
• Английский язык gve-9_angliyskiy_yazyk_tren_0.pdf [291.97 Kb]
• Немецкий язык gve-9_nemeckiy_yazyk_tren_0.pdf [282.48 Kb]
• Французский язык gve-9_franzuzskiy_yazyk_tren_0.pdf [325.75 Kb]
• Испанский язык gve-9_ispanskiy_yazyk_tren_0.pdf [277.76 Kb]
• Литература gve-9_literatura_tren.pdf [254.85 Kb]
 
ГИА-9 (для слепых):
• Русский язык oge_tren_ru.zip [4.73 Mb]
• Математика oge_tren_ma.zip [416.25 Kb]
• Физика oge_tren_fi.pdf [324.16 Kb]
• Химия oge_tren_hi.pdf [195.41 Kb]
• Информатика oge_tren_inf.zip [505.83 Kb]
• Биология oge_tren_bi.pdf [270.73 Kb]
• История is.rar [472.39 Kb]
• География oge_tren_gg.pdf [259.52 Kb]
• Обществознание ob.rar [470.16 Kb]
• Английский язык oge_tren_aya_0.pdf [227.22 Kb]
• Немецкий язык oge_tren_nya_0.pdf [209.11 Kb]
• Французский язык oge_tren_fya_0.pdf [202.89 Kb]
• Испанский язык oge_tren_iya_0.pdf [213.71 Kb]
• Литература lit.rar [447.01 Kb]